Если Вам стало известно об отравлении гостя на Вашем объекте, вероятно, он обратился в больницу или скорую помощь:
1) Исходите из того, что
к Вам должны прийти сотрудники роспотребнадзора для проведения санитарно-эпидемиологического расследования и проверки предприятия на предмет соблюдения санитарных норм и требований. В данной ситуации лучше перестраховаться и сделать больше, чем потом сожалеть.
2)
Узнайте кто работал в смену, кто готовил блюдо, когда предположительно произошло отравление (штатное расписание и график работы сотрудников, чеки).
3) Уточните,
когда на предприятии проводилась генеральная уборка (график или журнал проведения генеральных уборок).
4)
Проверьте продажи блюд или изделий, которые могли стать причиной отравления, чтобы понять сколько человек могло отравиться (статистика продаж в системе учета).
5) Подготовьте,
проверьте сопроводительные документы на сырье, пищевую продукцию, полуфабрикаты (которые входят в состав указанных блюд и изделий), ветеринарные свидетельства в ФГИС Меркурий. Если чего-то не хватает – обратитесь к поставщику. Можете им сказать так:
«У нас будет проверка роспотребнадзора, прошу оперативно прислать или привезти документы на продукцию». Ответственные поставщики обязательно помогут, это в их интересах, так как если окажется, что виной всему их сырьё, то и их могут проверить.
6)
Подготовьте журналы и акты подтверждающие контроль сроков годности, условия хранения, списания, акты проведения дератизации, дезинфекции, протоколы лабораторных проб и смывов.
7) Если Вам стали известны контактные данные пострадавших, можете созвониться и предложить помощь. Спросите о самочувствии, чем можете помочь, как можете возместить ущерб. Тщательно подготовьтесь к разговору, заранее сформулируйте свои предложения – чем конкретно можете помочь (транспортные расходы, лекарства, восстановительные процедуры и прочее). При общении ни в коем случае не обвиняйте, не говорите что-то вроде «у нас такого не могло произойти», наоборот, попытайтесь разобраться в ситуации. Проявите максимум сочувствия – т.к. человек пострадал. Меньше говорите - больше спрашивайте!8) Составьте «План/перечень мероприятий по локализации и ликвидации очага» - то есть список дел, которые нужно осуществить, чтобы не допустить дополнительных отравлений. Например, в него могут быть включены такие действия:- приостановить реализацию продукции;- оповестить руководство (если крупная организация, сеть, франшиза);- оповестить персонал (они могли также отравиться, и чтобы в случае появления симптомов сразу обратились в больницу);- опросить персонал, возможно кто-то не сообщил, что у него или членов его семьи были похожие симптомы;- оповестить поставщиков, чтобы они также прекратили реализацию продукции (если, например, отравились пирожными, которые закупаете готовыми, у поставщика);- оповестить своих заказчиков, отозвать продукцию (если Ваше предприятие доставляет готовые блюда или изделия в другие организации);- отозвать все доставки или оповестить потребителей, которые заказывали на дом тот же продукт, что стал причиной отравления, предложите оформить возврат (так вы возможно снизите количество пострадавших).9) Не пытайтесь противодействовать сотрудникам роспотребнадзора – не усугубляйте ситуацию, это только настроит проверяющих против Вас.
Будьте готовы к тому, что
сотрудники могут, и имеют право в рамках эпид. расследования провести полноценную проверку объекта:
- взять пробы любых блюд на лабораторные исследования;
- взять мазки (пробы) у сотрудников заведения или отправить на сдачу анализов на предмет наличия заболеваний;
- провести отбор сырья, которое входит в состав блюд, для оценки качества;
- взять смывы с инвентаря, оборудования, посуды, рук и спецодежды персонала;
- запросить и проверить документацию на сырье;
- опросить сотрудников;
- проверить журналы, графики генеральных уборок, программу производственного контроля, ХАССП;
- оценить чистоту объекта, коммуникации, оборудование, маркировку и в целом соблюдение СанПиН и технических регламентов;
- проверить графики работы и мед. книжки сотрудников и многое другое.
Проверяют все, что помогает установить источник, причину отравления и пресечь дальнейшее распространение инфекции.
10) Сырье на лабораторные пробы проверяющим
передавайте только в упаковке производителя (не вскрывая, не отрезая кусок), чтобы в случае, если источником бактерий было сырье, изготовитель также нёс ответственность.
11) Внимательно
наблюдайте за тем, как отбирают пробы и смывы. Представители лабораторий тоже могут ошибаться или нарушать требования.
Например, в нашей практике был случай, когда во время проверки, пробы отбирались голыми руками (хотя должны использоваться перчатки), готовое блюдо отбирали в зале обслуживания (хотя положено брать в зоне порционирования). После таких проб, наш Заказчик подал жалобу - результаты проб были признаны недействительными.
Рекомендую для ознакомления –
МР 4.2.0220-20. 4.2. «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды».12) При подписании любых актов, протоколов, внимательно с ними ознакомьтесь, не торопитесь. Юристы обычно рекомендуют не давать письменные комментарии в протоколах и писать: «Комментарии будут даны в процессе разбирательства».