Раз уж разработка и внедрение ХАССП неизбежны, то каждый руководитель хочет получить от внедрения максимально полезный эффект. При этом, конечно, уделяя этому меньше своего драгоценного времени.
Как это сделать?
1) Определите время и сроки
К разработке ХАССП стоит немного подготовиться, чтобы не тратить время впустую. Как минимум определите срок, в течение которого вы выделите на это время.
Например, один месяц в период минимальной загрузки заведения, или когда большинство вышли из отпусков. Удобного времени никогда не будет – поэтому нужно Ваше волевое решение. Самый простой способ – назначте дату для первой консультации со специалистом.
Типовые проблемы: многие долго откладывают, и берутся за это уже перед проверкой роспотребнадзора или после отравления или жалобы потребителя. Как итог: штраф, переживания, страхи, бессонные ночи, утраченная репутация, не дай бог, суд, возмещение ущерба и неприятные отзывы в агрегаторах или социальных сетях.
2) Назначьте ответственных
Определите, кто конкретно будет заниматься данной работой, лучше если будут вовлечены 2-3 человека.
Например, наши заказчики чаще всего поручают управляющему, шеф-повару, администратору. Иногда координацией всей работы занимается личный помощник владельца.
Типовые проблемы: каждый предприниматель – это «многорукий универсал», который делает все сам, никому ничего не поручает или не доверяет. У этого есть преимущества, но в данном случае нужно обязательно распределить ответственность на нескольких человек. Это существенно экономит время, упрощает процесс, повышает эффективность.
3) Поставьте задачу, ограничьте сроки
Далеко не всегда сотрудники согласны активно включаться в новую работу, поэтому сформулируйте для всех общую задачу.
Например: «Нужно до конца месяца привести предприятие в соответствие всем требованиям роспотребнадзора, исправить недочеты, внедрить ХАССП и стандарты работы. Цель: заранее профилактировать отравления, возможные жалобы потребителей и проверки роспотребнадзора – это в наших общих интересах».
Лучше если сразу распределите задачи:
«- Николай – ты ищешь исполнителя (разработка ХАССП, обучение) и сравниваешь цены;
- Юлия – подготовь информацию для разработки ХАССП
- С меня переговоры и оплата до конца недели …».
Типовые проблемы: сотрудники, повара, администраторы, редко читают СанПиНы (если точнее почти никогда). Не знают, что у них есть обязанности, которые указаны в СанПиН, и они несут за нарушения административную и уголовную ответственность. А все потому, что это «нигде не написано» и они на это нигде «не подписывались». В ХАССП будут прописаны все обязательные нормы и требования для поваров.
4) Устраните нарушения
После разработки ХАССП важно в короткие сроки устранить выявленные нарушения и отклонения. Это важно, чтобы на этапе внедрения у Вас было полное моральное право требовать от сотрудников соблюдения всех требований.
Тем более, что для устранения большинства типовых нарушений в общепите не требуется каких-либо финансовых затрат.
Например: перестановка, что-то подписать, промаркировать, распечатать, повесить, переместить в другое место, заключить договор, и пр.
Типовые проблемы: часто руководителю кажется, что «устранить нарушение» = капитальный ремонт или покупка оборудования на миллион. Это совсем не так! В протоколах проверок роспотребнадзора даже встречается формулировка «устранено в ходе проверки» - как правило это означает, что на устранение потребовалось менее 15 минут. Конечно, есть нарушения, которые требуют времени – но их меньшинство.
5) Обучите персонал - доведите требования до поваров
Многих раздражают формулировки сотрудников: «где это написано», «не обязан», «я на это не подписывался» и другие.
Внедрение процедур ХАССП, а по сути стандартов работы это отличный повод донести обязательные требования до поваров и остальных сотрудников.
В ХАССП прописываются требования по уборке, маркировке, срокам и условиям хранения, товарному соседству, приемке сырья, личной гигиене, документам и прочим санитарным нормам – которые обязаны соблюдать именно сотрудники, а не руководитель.
Именно при одновременном обучении сотрудников можно добиться единого понимания всех своих обязанностей и ответственности за нарушения санитарных правил.
Типовые проблемы: часто руководители, как впрочем и их повара, не осознают, что повар несет такую же уголовную и административную ответственность за отравление потребителя. Но то, что повар не ознакомлен с инструкциями под роспись, снимает с него всю ответственность (он ведь реально не знал, его никто под роспись не ознакомил).
Таким образом руководитель сам подставляет и себя и юр.лицо. Внедрение ХАССП отличный повод донести до повара его прямые обязанности и ответственность. Тем более, что именно нарушения и ошибки поваров в 90% случаев приводят к массовым отравлениям в общественном питании. На многих объектах питания у поваров вовсе не прописаны должностные обязанности - это значит, что юридически он может делать все, что хочет, и абсолютно безнаказанно.