Как маркировать готовую продукцию общественного питания по ТР ТС 022/2011
Примеры маркировки

Ключевые вопросы о маркировке готовой продукции общественного питания реализуемую через доставку, навынос или другие организации (кафе, магазины, буфеты).
Что вынести на этикетку? Как оформить? Какую информацию указывать?

В статье рассмотрим вопросы:

  • Требования к маркировке
  • Цель маркировки готовой продукции
  • Аллергены
  • Ошибки в маркировке
  • Примеры оформления этикеток
  • Типовые ошибки при маркировке
  • Примеры маркировки готовой продукции общественного питания (салаты, выпечка, кондитерские изделия, супы, вторые блюда, суши, бургеры, шаурма и пр.)
специалист по ХАССП и СанПиН в общепите haccp-likbez.ru
Иван Позняков

Требования к маркировке готовой продукции общественного питания

Маркировка готовой пищевой продукции регламентируется техническим регламентов таможенного союза 022/2011 который так и называется «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Согласно статьи 4, ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя,
отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой
продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию (при наличии);
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением
генно-модифицированных организмов (далее - ГМО), при наличии.
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

При реализации продукции через доставку информация доводится через этикетку, наклейку, вкладыш или любым другим доступным способом (подп. 1 п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

Цель маркировки

Главная задача данных требований — обеспечить потребителя полной информацией, которая позволит ему выбрать безопасное для него блюдо или изделие и полностью исключить риск причинения вреда его здоровью.

Продукция общественного питания которую доставляют или реализуют навынос, в данном случае не исключение, как и продукция реализуемая в магазинах она должна иметь подробные данные о сроках хранения, условиях хранения и составе.

Аллергены

Очень важной информацией которой должен обладать покупатель (потребитель) при выборе продукта — это аллергены. Информация должна быть вынесена на этикетку.

К основным аллергенам, которые необходимо обязательно информировать потребителя относятся:

1) арахис и продукты его переработки;
2) аспартам и аспартам-ацесульфама соль;
3) горчицу и продукты ее переработки;
4) диоксид серы и сульфиты, если их общее содержание составляет более 10 мг на 1 кг или 10 мг на 1 л в пересчете на диоксид серы;
5) злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки;
6) кунжут и продукты его переработки;
7) люпин и продукты его переработки;
8) моллюсков и продукты их переработки;
9) молоко и продукты его переработки (в том числе лактозу);
10) орехи и продукты их переработки;
11) ракообразных и продукты их переработки;
12) рыбу и продукты ее переработки (кроме рыбного желатина, используемого в качестве основы в препаратах, содержащих витамины и каротиноиды);
13) сельдерей и продукты его переработки;
14) сою и продукты ее переработки;
15) яйца и продукты их переработки.

(подп. 14 п. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»)

Согласно Правилам оказания услуг общественного питания предприятия обязаны довести информацию до потребителя через прейскурант, меню, сайт, интернет-сервис или иным способом – указывая состав блюда.

Ошибки при маркировке

  1. Неправильное название (наименование) продукции (требования указаны в п. 4.3. ТР ТС 022/2011 "Общие требования к формированию наименования пищевой продукции")
  2. Неполная информация о продукте (не соответствует ТР ТС)
  3. Нечитаемые надписи
  4. Отсутствие документа (ТУ или СТО) на продукцию
  5. Отсутствие сроков годности (или двойные сроки годности), отсутствуют сроки годности после вскрытия упаковки.
  6. Некорректный состав продукта
  7. Отсутствует знак ЕАС

Примеры этикеток на разных типах продукции общественного питания

Вторые блюда, гарниры

Вторые блюда - это группа блюд, которые подаются в качестве основного блюда на обед или ужин. Они могут быть приготовлены из различных продуктов, таких как мясо, рыба, овощи, крупы и т.д.
Вторые блюда обычно подаются с гарниром и соусом.

Салаты

Салаты - это блюда, состоящие из мелко нарезанных овощей, фруктов, зелени, мяса или рыбы, заправленных соусом или маслом. Салаты могут быть приготовлены на основе одного или нескольких ингредиентов, а также могут содержать различные добавки, такие как орехи, сыр, яйца, мясо и т. д.

Супы, первые блюда

Супы, первые блюда - это жидкие блюда, которые готовятся на основе бульона или воды с добавлением овощей, круп, мяса, рыбы или других ингредиентов. Первые блюда - это разновидность супов, которые являются основным блюдом на обед и состоят из наваристого бульона и кусков мяса или рыбы.

Суши, роллы

Суши - это блюдо японской кухни, которое состоит из риса, морепродуктов (обычно лосося, угря или креветки) и различных специй и соусов. Суши обычно подают на рисе, который называется "маки" (в переводе с японского "лист").
Суши могут быть разных видов, например, роллы, гункан-маки, нигири-суши и т.д.

Консультация / разбор нарушений на объекте по СанПиН и ХАССП

Объясним, как соблюсти требования в кафе, ресторане, столовой и устранить нарушения с минимальными затратами.
Укажем на конкретные отклонения, дадим понятные рекомендации, ответим на все вопросы.
Подходит для действующих и открывающихся заведений

Сэндвичи

Сэндвичи - это бутерброды, состоящие из двух кусочков хлеба и начинки между ними. Обычно сэндвичи делаются из хлеба, мяса, овощей, сыра или других продуктов. Они могут быть открытыми или закрытыми, а также различными по форме и размеру. Сэндвичи являются популярным перекусом или завтраком во многих странах мира.

Напитки

Холодные напитки - это все напитки, которые имеют низкую температуру. К ним относятся различные виды соков, морсов, компотов, лимонадов, коктейлей, кваса и других напитков.

Пироги, пиццы

Пироги и пиццы - это мучные изделия, приготовленные из теста с начинкой. Пирог может быть открытым или закрытым, с различной начинкой (например, мясной, рыбной, овощной, сладкой) и формой (круглый, квадратный, прямоугольный и т.д.). Пицца - это круглый открытый пирог с начинкой из томатного соуса, сыра, овощей и других ингредиентов.

Рекомендуем подробную статью о ХАССП:

Что такое ХАССП и для чего он нужен в общепите

Кондитерские изделия

Кондитерские изделия - это изделия из сладкого теста, содержащие начинку и/или глазурь. Они могут иметь различную форму, размер и текстуру. Некоторые примеры кондитерских изделий включают торты, пирожные, кексы, печенье, конфеты, шоколад, мармелад, зефир и многое другое.

Разработка ХАССП и ППК под ключ для предприятий общепита

Оформим процедуры ХАССП, приказы, блок-схемы, поточность, анализ рисков, инструкции, журналы, памятки, программу производственного контроля и другие обязательные документы, объясним как пользоваться и как устранить отклонения на объекте.

Шаурма / шаверма

Шаурма - это блюдо восточной кухни, состоящее из питы, начиненной овощами, мясом или рыбой, и соусом на основе майонеза или сметаны. Обычно шаурму заворачивают в лепешку или лаваш и подают горячей.

Рекомендации

1) Разработайте ХАССП и программу производственного контроля – это позволит привести производство в полный порядок, устранить нарушения, в любой момент быть готовыми к проверкам, оформить инструкции, журналы, памятки для персонала, распределить ответственность и работать спокойно.
При разработке ХАССП выявляются нарушения, которые можно постепенно устранить.

2) Разработайте ТУ или СТО на свою продукцию – это обязательная технологическая документация на продукцию реализуемую через доставку или в другие организации или навынос (без оказания услуг общественного питания).

3) Чтобы узнавать полезную информацию о требованиях СанПиН и Технических регламентов, подпишитесь на наши ресурсы:
Наш Телеграмм: Перейти в telegram
Мы ВКонтакте: Открыть сообщество
Наш YouTube-канал: Смотреть видео

4) Запишитесь на консультацию, если возникли вопросы.
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Оставьте заявку на консультацию по ХАССП и СанПиН
Свяжемся в течение дня. Консультируем бесплатно.

Другие полезные статьи от ХАССП-Ликбез: